Контроль качества ГСМ


 В современных  условиях в связи с возрастающими объемами использования энергонасыщенных тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин и автомобилей с форсированными двигателями значительно повысились требования к качеству горюче-смазочных материалов. С целью обеспечения стабильного и бесперебойного выполнения сельскохозяйственных работ предприятиями региона ФГБУ "Центрально-Черноземная МИС" с 2016 года оперативно начала проводить мониторинги и анализы качества ГСМ.

 Цель работы лаборатории ГСМ:
1. Выявить ассортимент ГСМ в регионе, виды затаривания, нормативные документы, по которым выпускается дизельное топливо, бензины, масла и смазки;
2. Установление поставщиков, заводов-изготовителей ГСМ и нефтеобеспечивающих организаций;
3. Определение фактического качества ГСМ (дизельного топлива, бензина, масел и смазок) и соответствия его показателей нормам действующих стандартов и технических условий;
4. Выявление причин снижения качества топлива и выдача рекомендаций по их устранению;
5. Пропаганда и внедрение новых сортов и наименований дизельного топлива;
6. Снижение общего уровня некондционных и некачественных ГСМ в регионе.

 Результаты лабораторных анализов отобранных проб ГСМ были сообщены специалистам хозяйств для исключения факторов применения некачественных горюче-смазочных материалов (ГСМ) в тракторах и самоходных сельхозмашинах. Данные результаты подтвердили проблему поставок некоторым сельхозтоваропроизводителям некондиционных ГСМ.

 Основные обращения поступают от сельхозтоваропроизводителей, которые начинают закупку топлива и масел для весенне-полевых и посевных работ. Их интересуют основные характеристики ГСМ для безотказной работы техники в поле, такие как:

- фракционный состав  —  влияет на полноту сгорания топлива, дымность и токсичность выхлопных газов;

- вязкость — определяет процесс нагнетания и впрыска топлива;

- вспышка — определяет условия безопасного применения топлива в двигателях, чем она выше, тем меньше вероятность случайного возгорания топлива;

- сера — она определяет образование нагара, коррозию и износ дизельного двигателя.

 Кроме того, важными показателями являются щелочное число, плотность, концентрация железа, свинца, воды и многие другие.

 За 2017 год в лабораторию обратились 45 хозяйств и было обследовано 145 проб нефтепродуктов, из них проверено 113 проб дизельного топлива.

 Важно подчеркнуть, что все хозяйства, у которых были выявлены   поставки некачественных ГСМ, благодаря оперативности сотрудников станции, вовремя успели их заменить. Удалось предотвратить поступление на рынок нефтепродуктов около 800 тонн некачественного дизельного топлива

 Первое полугодие окончательно подтвердило целесообразность и своевременность создания такой лаборатории, так как это:

- возможность для хозяйств и частных предпринимателей оперативно проводить контроль нефтепродуктов, закупаемых через торгующие организации, и быть информированными о качестве ГСМ;

- возможность своевременно осуществлять замену некачественного топлива, на топливо соответствующее установленным и действующим нормативам и стандартам, не допуская поломок техники;

 Для недобросовестных поставщиков создание лаборатории послужило "сигналом" для того, чтобы поставлять в наш регион более качественное топливо. С 2017 года в лабораторию стали обращаться сами поставщики нефтепродуктов, чтобы удостовериться в качестве реализуемых нефтепродуктов.

 В соответствии с государственным заданием на 2017 год ФГБУ "Центрально-Черноземная МИС" в 2017 году провела контроль качества автомобильного бензина, дизельного топлива, моторного масла и трансмиссионного масла.

 Из  8 проб обследованных моторных масел три пробы были забракованы. Проверки подвергались моторные масла следующих марок: масла моторные для автотракторных дизелей марки М10Д(м), вырабатываемые по ГОСТ 8581-78; масла моторные для автотракторных дизелей марки М10Г2(к), вырабатываемые по ГОСТ 8581-78; масло моторное универсальное  GazpromneftDiesel 10W-40, вырабатываемое по СТ 84035624-063-2012.
 Процент некондиционного моторного масла составил 6,6 %.

 Из  8 проб обследованного автомобильного бензина марки АИ-92 три пробы были забракованы по октановому число. Вместо 92,0 ед. октановое число составило 90,9 ед. Проверке подвергались автомобильные бензины следующих марок: "Регуляр 92", вырабатываемый по ГОСТ Р 51105-97; АИ-92-К5, вырабатываемый по ГОСТ 32513-2013.
 Процент некондиционного автомобильного бензина составил 37,5 % (за аналогичный период 2016 года - 44,4 %);

 Из 113 проб дизельного топлива была забракована 31 проба. Проверке подвергалось дизельное топливо следующих марок: ДТ Евро, сорт С, экологический класс К5 ГОСТ 32511-2013, а также ДТ Евро, сорт Е, вид III, ГОСТ Р 52368-2005.
 Количество некондиционного  дизельного топлива, из числа обследованного - 31 проба, что составило 27,5 % (за аналогичный период 2016 года - 35,4 %).


 К примеру, была забракована проба дизельного топлива, содержание серы в которой составило 2420 мг/кг при норме не более 10 мг/кг.  Кроме того, были также отмечены примеры, когда температура вспышки дизельного топлива в закрытом тигле фиксировалась 200С и 260С при норме не ниже 550С.

 В настоящее время сложилась критическая ситуация с поставкой некачественного дизельного топлива в межсезонный период. За октябрь 2017 года лаборатория проверила 11 проб дизельного топлива. Было забраковано 6 проб, что составило 54,5%. Если провести анализ по показателям, то больший процент составило топливо с большим превышением по сере – 46%. Так же были отклонения по предельной температуре фильтруемости – 15,4%.

 
 Дизельное топливо, приобретаемое хозяйствами в 2017 году, имело отклонения от требований нормативной документации по следующим показателям:
температура вспышки, содержание серы, фракционный состав, содержание воды, зольность.

 Использование не качественного ГСМ может привести к выходу из строя как отечественной, так и зарубежной с/х техники, что гарантирует выход планируемых работ за агротехнологические сроки и поспособствует значительному повышению затрат на ремонт и обслуживание, а также негативно повлияет на себестоимость продукции.

 Специалисты МИС отмечают, что в результате обследования было отмечено следующее:

- хозяйства, приобретая дизельное топливо, не требуют паспортов качества, поэтому трудно установить поставщиков;

- хозяйства, приобретая топливо, не всегда проводят лабораторные анализы, что иногда приводит  к выходу из строя узлов и двигателей на энергосредствах при использовании некачественного дизельного топлива;

- хозяйствам необходимо своевременно отбирать пробы приобретаемого топлива и предоставлять в лабораторию для определения его качества.

 
 В сегодняшних условиях специалисты ФГБУ "Центрально-Черноземная МИС" видит свою основную роль в доведении полученной информации по результатам испытаний и мониторинга до сельхозтоваропроизводителей, фермеров и специалистов АПК

 Снижение процента забракованных ГСМ во многом связано с налаженным контролем нефтепродуктов на ФГБУ "Центрально-Черноземная МИС" и доведением полученной информации по результатам испытаний до сельхозтоваропроизводителей и специалистов АПК. Благодаря своевременному оповещению о результатах испытаний, все чаще сельхозтоваропроизводители и поставщики нефтепродуктов сначала проверяют качество ГСМ,.

 В настоящее время в целях мониторинга и приемлемости для использования горюче-смазочных материалов, используемых сельхозпроизводителями, лаборатория проводит следующие испытания:

Контакты

Адрес: РФ, 305512, Курская обл, Курский р-н, п.Камыши, д. 2.
Контакты: +7 (4712) 78-71-11, 78-71-12, 55-43-17, 51-08-62 (факс)
E-mail: chmis1@yandex.ru

Директор:
Жердев Михаил Николаевич

Главный инженер:
Брежнев Александр Леонидович

Зам.директора:
Борисов Артем Андреевич

Дата
обновления:

15.10.2018